Права и обязанности субъектов образовательного процесса

Содержание

Права родителей как участников образовательного процесса, Познавательные статьи

Права и обязанности субъектов образовательного процесса

Для защиты интересов ребенка родители должны четко знать не только свои обязанности, но и права.

Естественно, чтобы узнать о своих правах и обязанностях можно внимательно изучить соответствующие законодательные документы.

Однако это не всегда удобно, поэтому гораздо легче ознакомиться с кратким изложением основных положений. Сегодня мы предлагаем вам узнать о правах родителей, как участников образовательного процесса.

Международное право и внутренние законы Российской Федерации о правах ребенка руководствуются принципом о необходимости его гармоничного, всестороннего развития в условиях материальной обеспеченности, высокой морали и под полной опекой родителей.

Именно они должны следить за тем, чтобы права их детей не нарушались, как в обыденной жизни, так и в процессе получения образования (где основными участниками выступают учитель-родитель-ученик).

Но для этого родители должны четко знать не только свои обязанности, но и права на участие в образовательном процессе.

Естественно, чтобы узнать о своих правах и обязанностях можно внимательно изучить соответствующие законодательные документы (например, Конституцию РФ и Закон «Об образовании»).

Однако не у каждого человека имеется достаточно времени для прочтения и осмысления законов. Поэтому гораздо легче ознакомиться с кратким изложением основных положений.

Сегодня мы предлагаем вам узнать о правах родителей, как участников образовательного процесса.

Права родителей

  • Защищать интересы и права своих детей, в том числе в качестве их представителей без оформления каких либо дополнительных документов.
  • Воспитывать своих детей в соответствии со своими религиозными и нравственными убеждениями (конечно же, строго в рамках закона).
  • Получить от государства гарантию на получение бесплатного и общедоступного образования для их детей.
  • Выбирать образовательную организацию исходя из интересов и потребностей ребенка, независимо от формы и вида учреждения (например, частный лицей, государственная школа или детский сад семейного типа).
  • Иметь полный доступ ко всем документам детского сада, школы, техникума или ВУЗа, которые регулируют образовательный процесс, а также в любое время и по первому же требованию получать информацию об успеваемости детей, содержании и ходе образовательного процесса.
  • Подать документы на прием ребенка в образовательные учреждения по месту жительства.
  • Получить денежную компенсацию от государства за обучение ребенка в негосударственном учреждении, которое имеет государственную аккредитацию и реализует государственную образовательную программу, а также на государственную помощь в процессе обучения и воспитания.
  • При необходимости изменить форму обучения и перевести ребенка, например, с домашнего обучения в общеобразовательную школу или наоборот (при условии положительного результата аттестации).
  • Право на выбор дальнейшей формы обучения в ситуации, когда у ребенка есть не ликвидированные задолженности по более чем двум предметам за прошлый год и он переведен в следующий класс условно.
  • Давать или не давать согласие на прохождение военной подготовки на факутальтивной основе.
  • Беспрепятственное получение любой информации об образовании и воспитании ребенка, даже если родитель не проживает с ним в одном доме (исключение: лишение родительских прав, угроза здоровью и жизни ребенка).
  • Вносить свои предложения в процесс управления образовательным учреждением, где учится ребенок.
  • Обсуждать с дирекцией школы конфликтную ситуацию перед подачей жалобы.
  • Предоставлять целевые взносы и добровольные пожертвования в ответ на просьбу учреждения (так же как и не предоставлять).

Согласно п. 1 ст. 50 закона «Об образовании» права родителей должны быть четко зафиксированы в Уставе школы, и они могут в любой момент ознакомиться с ними дополнительно. Родительские права, как и обязанности, согласно Семейному Кодексу действуют до момента достижения детьми полной дееспособности (совершеннолетие, вступление в брак до 18 лет).

Что делать если права родителей нарушаются?

При возникновении конфликтной ситуации, в первую очередь, необходимо предпринять попытки для мирного урегулирования инцидента в рамках школы, путем беседы с директором, учителем или другим полномочным представителем образовательной организации.

В случае, если переговорный процесс «зашел в тупик» и вы не можете достичь консенсуса с администрацией образовательного учреждения, нужно подать жалобу Уполномоченному по правам человека в вашей области, Представителю Уполномоченного по правам человека в муниципальном образовании или Уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении.

Основная задача государственных чиновников подобного ранга – усиление государственных гарантий по сохранению и защите прав и свобод всех участников образовательного процесса, их правовое просвещение и восстановление нарушенных прав.

Уполномоченный по защите прав имеет все полномочия, чтобы изменить атмосферу в образовательном учреждении к лучшему, а также демократизовать работу организации и не дать конфликту перерасти в открытое противостояние между участниками образовательного процесса.

Детали, которые нужно знать родителям

В случае, если ребенок нарушит устав, правила внутреннего распорядка или проживания (в интернатах и общежитиях при учебном заведении), нормативные акты образовательных учреждений предусматривают возможность наказания нарушителя: от вынесения замечания или выговора, до отчисления. Поэтому родителям необходимо ознакомить ребенка с его обязанностями, и тщательно следить, чтобы он их выполнял.

При этом, если ребенок, который нарушил внутренний устав образовательной организации, еще не достиг 15-ти летнего возраста и не успел получить основное образование, то решение об отчислении в обязательном порядке должно быть согласовано как с мнением родителей, так и с решением специальной комиссии.

Родители имеют полное право учувствовать в управлении образовательной организацией.

Для этих целей создаются органы самоуправления, родительские комитеты и советы (школьный, попечительский, классный или общешкольный). Важно понимать, что роль родителей не должна быть формальной.

Поэтому при малейшем нарушении прав учащихся и их родителей, нужно обязательно в письменном виде обращаться в органы управления образованием.

Помните, права родителей как участников образовательного процесса четко прописаны в законодательстве Российской Федерации. И в случае их нарушения нужно немедленно обращаться в соответствующие инстанции для решения проблемы в правовом порядке.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/908_prava-roditeley-kak-uchastnikov-obrazovatelnogo-pr.html

Права и обязанности учащихся в школе и их педагогов. Федеральный закон об образовании

Права и обязанности субъектов образовательного процесса

И учителю, и ученику необходимо знать свой правовой набор. Но помимо правовых гарантий, существует целый ряд обязанностей, делающих процесс обучения и воспитания стабильным и результативным.

Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Права и обязанности учителя и ученика

В Российской Федерации основные права и обязанности человека отражены в главном законе – Конституции РФ. Помимо данного нормативно-правового акта, регулируют права ребенка международные акты, главным из которых является Конвенция о правах ребенка, закрепляющая фундаментальные основы, которые позволяют личности достойно развиваться.

На основе Конвенции (1989 г.) и Конституции РФ (1993) разработан ФЗ «Об образовании», обеспечивающий полноценное функционирование образовательных организаций и взаимодействие субъектов образования.

Права учащегося

Ученик — субъект образования, который имеет целый ряд прав, признанных обеспечить полноценное развитие и становление личностных качеств, защитить от возможного произвола со стороны администрации и педагогов. Ученик имеет право на следующее:

  1. Получение бесплатного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
  2. Развитие талантов, физических и умственных возможностей.
  3. Обучение в рамках ФГОС по индивидуальным учебным планам, которые определены уставом образовательной организации.
  4. Свободное выражение мнений, убеждений и взглядов в корректной форме, которая не унижает права и достоинство других.
  5. Получение информации, которая соответствует возрасту, задачам и целям учебного процесса.
  6. Свободу совести, религии и мысли.
  7. Уважение своего человеческого достоинства.
  8. Получение дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, которые предусмотрены уставом школы.
  9. Информирование учителем о выставленных оценках за письменные работы и устные ответы.
  10. Заблаговременное предупреждение о контрольных работах.
  11. Участие в выступлениях на школьных конференциях, открытых микрофонах, внеклассных мероприятиях.
  12. Отдых во время каникул и между уроками.
  13. Перенесение контрольной работы после пропусков по болезни, которая подтверждена документами из медицинской организации.
  14. Перевод в другое образовательное учреждение при успешной аттестации.
  15. Неприкосновенность собственных вещей.

Права ученика на уроке:

  1. Ученик может знать о выставленной оценке, балле за ответ.
  2. Имеет право знать текущие оценки за предмет.
  3. Может высказать собственную точку зрения, мнение на уроке.
  4. Вправе выйти в туалет, предупредив об этом учителя.
  5. Имеет возможность корректно указать на ошибку учителя, если тот ее совершил.
  6. Может поднять руку и ответить по содержанию темы.

Обязанности

Каждый обучающийся, кроме прав, имеет и обязанности. Ученик обязан:

  1. Добросовестно осваивать образовательную программу, посещать предусмотренные планом учебные занятия, выполнять индивидуальный план и задания, которые дал учитель.
  2. Стремиться к духовному развитию и нравственному совершенствованию.
  3. Соблюдать устав образовательной организации.
  4. Бережно относиться к школьному имуществу.
  5. Уважать достоинство и честь других участников образовательного процесса.
  6. Соблюдать правила внутреннего распорядка.
  7. Соблюдать правила техники безопасности.

Что запрещено ученикам в школе

Существует ряд действий, категорически запрещенных в учебном заведении.

В школе запрещено:

  1. Распивать спиртное, курить.
  2. Носить опасные для здоровья и жизни предметы.
  3. Играть в азартные игры.
  4. Выражаться с использованием нецензурной лексики.
  5. Портить чужое имущество.
  6. Унижать чужое достоинства и права.

Права учителя в школе

Учитель имеет право на следующее:

  1. Свободу преподавания, выбор образовательной программы, учебников.
  2. Свободное выражение мнений.
  3. Свободный выбор форм, методов и приемов обучения.
  4. Творческую деятельность, разработку авторских рабочих программ, курса или дисциплины.
  5. Осуществление научной, творческой, исследовательской деятельности.
  6. Бесплатное пользование информационными, библиотечными ресурсами.
  7. Доступ к учебным материалам, музейным фондам.
  8. Объединение в профсоюзы.
  9. Обсуждение вопросов, касающихся деятельности школы.
  10. Участие в управлении образовательной организацией.
  11. Защиту профессионального достоинства и чести.

Зная права и обязанности, каждый может быть защищен от принижения собственного достоинства, от неправомерных действий. Ведя ребенка в первый класс, родители должны рассказать ему об основных правилах поведения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/obrazovatelnii-process.html

Правовое положение участников образовательного процесса

Права и обязанности субъектов образовательного процесса

Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Основном законе страны – Конституции и в специальном Федеральном законе “Об образовании”

Образование осуществляется (должно осуществляться) в соответствии с законодательством и нормами международного права.

В Конституции страны, внутреннем законодательстве и локальных актах образовательных учреждений нашли отражение положения Пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН о правах ребенка, Декларации ООН о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, рекомендации по различным аспектам подготовки и положения учителей начальных и средних школ и других международных документов.

Под образованием в Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней.

Принципы построения и деятельности системы образования вытекают из права каждого на образование как одного из основных прав человека, провозглашенных в международных правовых актах и Конституции.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях и органах управления образованием не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений).

Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Государство берет на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путем создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности.

Государство гарантирует гражданам получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе – бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Государственная политика в области образования исходит из принципов:

  • гуманистического и светского характера,
  • свободы и плюрализма,
  • демократического характера управления образованием.

Одним из принципов организации образования является автономность образовательных учреждений, которые живут в соответствии с разработанными ими уставами и другими локальными актами с учетом типовых положений об образовательных учреждениях разных видов и ступеней.

образования должно быть ориентировано на:

  • развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка;
  • воспитание уважения к правам человека и основным свободам;
  • воспитание уважения к родителям, культурной самобытности ребенка, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличной от его собственной;
  • подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  • бережное отношение к окружающей среде

1.2. Участники образовательного процесса

Образовательный процесс – это система отношений, направленных на реализацию обучающимися своего конституционного права на образование

Участниками образовательного процесса являются физические лица, наделенные взаимными правами и обязанностями по реализации целей и задач образования.

Участниками образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (их законные представители), педагогические работники.

В общеобразовательном учреждении в этом качестве выступают обучающиеся, педагогические работники, родители (или законные представители) обучающихся. Однако указанные основные три вида субъектов образовательного процесса не всегда могут быть в нем задействованы.

Так, в образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учебно-воспитательный процесс осуществляется только с участием воспитанников и педагогов.

Иногда, для достижения целей образовательного процесса необходимо участие в нем так же других субъектов. В ряде случаев к участникам образовательного процесса причисляются медицинские работники.

Их участие в осуществлении обучения и воспитания необходимо, если требуется особенный подход к личности ребенка с учетом его психофизиологического состояния или реализуемой образовательной программы.

Например в оздоровительных образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в длительном лечении, медицинские работники доводят до сведения педагогов результаты углубленных осмотров детей, дают рекомендации по их медико-педагогической реабилитации.

Совместно с педагогами они решают вопросы выбора профилей трудовой подготовки и профориентации детей, их участия в трудовой деятельности. Медицинский персонал совместно с педагогом-психологом оказывает помощь в организации индивидуального и диффиринцированного подхода к детям при осуществлении образовательного процесса с учетом особенностей их развития и состояния здоровья, в выполнении медико-психологических рекомендаций.

Организация образовательного процесса для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи требует участия в нем юриста, который проводит работу по правовому воспитанию детей, консультирует родителей по вопросам охраны прав детей и оказывает необходимую поддержку педагогическому персоналу.

В образовательных учреждениях профессионального образования участниками образовательного процесса выступают обучающиеся и педагогические (в ВУЗах научно-педагогические) работники.

В учреждениях начального профессионального образования с учетом специфики реализуемых ими образовательных программ субъектами учебно-воспитательного процесса являются инженерно-педагогические работники.

К данной категории отнесены мастера-инструкторы производственного обучения.

Таким образом анализ образовательного законодательства позволяет сделать вывод о том, что в разных образовательных учреждениях в образовательном процессе задействованы разные субъекты.

При этом обязательными участниками образовательного процесса являются обучающийся (воспитанник) и педагогический работник.

Важно учесть, что в типовых положениях об образовательных учреждениях неслучайно обучающихся называется в первую очередь. Действительно, именно обучающийся является главным участником образовательного процесса, центральной фигурой в системе образования.

Именно его интересы и потребности в первую очередь должны быть реализованы в процессе обучения и воспитания. Как отмечалось выше, обучающийся должен рассматриваться, как субъект, а не как объект образовательного процесса.

За ним следует признавать важнейшие права и свободы в сфере образования. С другой стороны на него возлагаются и обязанности по участию в образовательном процессе.

1.3 Взаимоотношения участников образовательного процесса

Взаимоотношения между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание и обучение ребенка в образовательном учреждении.

Отношения обучающегося и персонала образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности обучающегося и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

Права и обязанности обучающихся (воспитанников)

Граждане, получающие образование, являются обучающимися или воспитанниками.

К обучающимся относятся: учащиеся, студенты, магистранты, курсанты, слушатели, стажеры, аспиранты, адъюнкты и докторанты.

К воспитанникам относятся лица, обучающиеся и воспитывающиеся в дошкольных, интернатных организациях. Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование.

Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно.

Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Совершенно очевидно, что право на образование гарантировано далеко не каждому ребёнку. И всё-таки одной из целей развития нашего тысячелетия является «обеспечение к 2015 г. того, что бы везде все дети, мальчики и девочки, могли пройти полный курс начальной школы» и имели «равный доступ к образованию на всех уровнях».

Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.

Образование — это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества. Одной из проблем, причиняющих наибольшее беспокойство родителям, является проблема образования детей.

Решая, какое образование лучше дать ребёнку, Вы должны в первую очередь учитывать его коэффициент интеллектуальности.

Конечно, другие факторы тоже важны: качество преподавания в школе, заинтересованность родителей в хорошей успеваемости ребёнка, готовность ребёнка много трудиться, его усердие и трудоспособность.

Нормативно-правовое обеспечение  права на образованиеКонституция Российской Федерации (статья 43)

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка        в Российской Федерации»
  • Типовые положения об образовательных учреждениях (например, Типовое положение об общеобразовательном учреждении)
  • Законы субъектов Российской Федерации об Образовании
  • Нормативно-правовые акты Министерства образования и науки (решения коллегий, приказы, информационно-методические письма и др.)
  • Нормативно-правовые акты органов управления образованием субъектов Российской Федерации (решения коллегий, приказы, информационно-методические письма и др.
  • Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (программы развития, приказы и иные документы муниципальных органов управления образованием)
  • Устав образовательного учреждения и иные локальные акты образовательного учреждения

Право на образование включат в себя право на реализацию образования на различных уровнях:

  • право на дошкольное образование
  • право на начальное общее образование
  • право на основное общее образование
  • право на среднее (полное) общее образование
  • право на профессиональную подготовку
  • право на начальное профессиональное образование
  • право на среднее профессиональное образование
  • право на высшее профессиональное образование
  • право на послевузовское профессиональное образование
  • право на дополнительное образование

Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:1) на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;2) на получение образования в соответствии с установленными стандартами;3) на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;4) на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;5) на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;6) на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;7) на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;8) на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;9) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;10) на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;11) на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;12) на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;13) на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;14) на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;15) на продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;16) на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;17) на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;18) на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;19) на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения и другими локальными актами.

Источник: http://dai-spisat.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7/

Участники образовательных отношений: кто это, права сторон

Права и обязанности субъектов образовательного процесса

Участники образовательных отношений — это ученики и организация, которая дает им знания в нужной области. Разумеется, если копать глубже, то можно выяснить, что на деле участников больше. В этом материале поговорим о том, кого же все-таки можно называть таковыми, и какими правами в образовательных отношениях наделена каждая из сторон.

Участники образовательных отношений

Кто является участниками образовательных отношений

Итак, условно можно поделить участников образовательных отношений на две категории. Какие, узнаем в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Члены сторон образовательных отношений

СторонаКто входит
Сторона обучающихсяЧленами данной стороны образовательных отношений являются сами несовершеннолетние или совершеннолетние ученики, которые в дальнейшем получат знания, а также лица, являющиеся их законными представителями, то есть:

  • биологические и приемные родители;
  • усыновители;
  • опекуны и т.д.
  • Сторона обучающаяЧленами данной стороны являются сами образовательные учреждения, а также их представители и работники, которые непосредственно и осуществляют деятельность образовательного характера.

    Участие в любых отношениях подразумевает возникновение законных прав

    Права участников образовательных отношений

    Каждый представитель обозначенных категорий участников образовательных отношений при вступлении в оные получает ряд особенных прав, регулирующийся согласно Федеральному закону «Об образовании», действующему на территории нашей страны. Далее посмотрим, какие права характеризуют все обозначенные ранее группы.

    Какие права имеют учащиеся

    С момента получения статуса учащегося или студента, граждане, которые приступают к образовательному процессу, наделяются следующими правами.

    Выдержка из ФЗ №273 Статьи 34. Основные права обучающихся

    Академические права студентов

    В данную группу прав входит естественная возможность учащихся сделать выбор относительно:

    • организации, которая осуществляет образовательную деятельность, то есть ВУЗа, колледжа, техникума и т.д.;
    • формы обучения в образовательном учреждении, которая определяется уже после получения общего образования или по достижению совершеннолетнего возраста.

    Право на обеспечение требуемых для обучения условий

    Еще одно естественное право лиц, получающих образование, представлено в организации учебного процесса таким образом, чтобы учитывались особенности их развития и состояния здоровья:

    • на физическом уровне;
    • на психическом уровне.

    В перечень требуемых к организации условий входит, как правило, помощь:

    • психологического характера;
    • социально-педагогического плата;
    • безвозмездной коррекции различного характера.

    Участниками образовательных отношений являются: студенты, их официальные представители, педагоги, а также сама организация, на базе коей происходит обучение

    Обучение по индивидуальной системе

    Составление индивидуальных планов обучения – еще одно важное право учащихся, являющихся стороной образовательных отношений. Если они имеют способности к ускоренному освоению программы, то могут претендовать и на сокращенное время обучения, или активный прогресс и переход на следующие уровни программы в обгон остальных учеников.

    То же самое касается и отстающих, являющихся таковыми по причинам объективного характера.

    Самостоятельный выбор обязательных и необязательных образовательных дисциплин

    Учащиеся, при наличии подобной возможности, могут осуществлять самостоятельный выбор среди учебных предметов:

    • как факультативных, то есть для искомого направления подготовки обязательными не являющихся;
    • так и элективных, то есть обязательных.

    К основным дисциплинам также можно добавить дополнительные курсы и прочие модули из списка, предлагаемого для рассмотрения студентам образовательной организацией. Подобные дополнительные курсы чаще всего имеют место быть в организации в качестве своего рода:

    • меры социальной поддержки;
    • стимулирующего к работе фактора.

    Права, которыми наделены законные представители учеников

    Еще одной стороной процесса являются родители (усыновители, опекуны и т.д.), законно представляющие интересы своих чад в возникших между ними и ВУЗом образовательных отношениях.

    Не только у студентов, но и их родителей, имеются законные права, которые обязаны учитывать прочие участники рассматриваемых отношений

    Право на преимущественное воспитание детей

    Рассматриваемое право гласит, что старшие члены семьи, имеющие несовершеннолетних отпрысков, имеют преимущественное право на их:

    Искомое право подразумевает первостепенность обеспечения образования именно несовершеннолетним детям, в обход иных лиц, так как кто, как не родители, должен заложить фундамент личности подрастающего поколения в таких аспектах, как:

    • физическое развитие;
    • нравственное формирование;
    • интеллектуальный рост.

    Право на помощь от органов власти и образовательных организаций

    Федеральный закон нашей страны «Об образовании» гласит, что родителям обязаны содействовать в задаче по воспитанию несовершеннолетних учащихся, а также укреплению их здоровья во всех аспектах, такие инстанции, как:

    • государственные властные структуры;
    • органы местного самоуправления;
    • образовательные учреждения.

    Выдержка из ФЗ №273 Статьи 34. Основные права обучающихся

    Задачами предоставления помощи такого рода являются наиболее эффективные:

    • итоги развития индивидуальных способностей каждого ученика;
    • мероприятия, направленные на коррекцию личностных нарушений, препятствующих здоровому развитию детей.

    Право делать выбор общих образовательных учреждений и программ

    Родители имеют право, до того, как ребенок получит общее основное образование, принимать решение относительно того:

    • в какой организации их отпрыск будет учиться;
    • какова наиболее удобная для него форма обучения;
    • какие иностранные языки будет наиболее разумно освоить в школе;
    • какие факультативы и элективные дисциплины из предлагаемого общеобразовательными учреждениями перечня выбрать.

    При этом, каждый законный представитель ребенка обязуется учитывать в своем выборе:

    • собственный взгляд ребенка;
    • мнение комиссии, производящей оценку личности ребенка с точки зрения критериев психолого-медико-педагогического характера.

    Разумеется, второе мнение важно лишь в том случае, когда для прохождения такой экспертной комиссии появляются основания.

    По закону государственные органы обязаны помогать россиянам воспитывать и обучать детей

    Право самостоятельно дать ребенку образование

    Родитель волен выбирать, пойдет ли его ребенок в детский сад и школу, или получит сведения и воспитание, предлагаемое данными образовательными организациями самостоятельно.

    Таким образом, в домашних условиях родители могут дать ребенку общее образование следующих уровней:

    • начальное;
    • основное;
    • среднее;
    • дошкольное.

    Впрочем, при изменении обстоятельств, при учете мнения ребенка, родители могут впоследствии отдать его на обучение в обучающую организацию, где он незамедлительно станет законным участником образовательных отношений.

    При наличии желания самостоятельно дать ребенку образование, родители могут обучать ребенка дома, своими силами, ориентируясь на государственную программу

    Право на ознакомление с документальной базой учреждения

    Родители или иные законные представители учащихся, имеют право на ознакомление со всеми основными документами организации, такими как:

    • устав образовательного учреждения;
    • лицензия на ведение обучающего процесса;
    • свидетельство о получении аккредитации от государства;
    • учебная программа и составленная по ней сопроводительная и разъясняющая документация;
    • прочие документы, каким-либо образом регламентирующие деятельность организации и ее устройство.

    Право ознакомиться с содержанием образования

    Также имеют право родители учеников ознакомиться с тем, что представляет собой предлагаемой их детям образование, а также методы, согласно которым:

    • будет производиться воспитание детей в рамках образовательного процесса;
    • технологиями, использующимися для осуществления основной деятельности организации.

    Кроме того, родителям также даровано полное право на ознакомление с успеваемостью детей, представленной определенными оценками, назначающимися преподавателями после устного или письменного тестирования усвоения полученных знаний.

    Родители могут получить все данные об оценках ребенка, дабы контролировать его успеваемость

    Право на защиту детей рамках образовательных отношений

    Также согласно закону могут родители защищать законные интересы и права своих подопечных, выступая их представителями, в случае, когда отпрыски еще не достигли возраста в 18 лет, в отношениях с образовательной организацией и конкретными ее сотрудниками.

    С целью защитить права своих детей, то того момента, как те смогут осуществлять данные действия самостоятельно, родители могут:

    • беспрепятственно направлять управляющему составу учреждения, являющегося участников обозначенных ранее отношений, обращения о нарушениях или ущемлениях прав детей;
    • взыскания дисциплинарного характера относительно других обучающихся или их родителей.

    Искомые обращения не могут быть проигнорированы администрацией ВУЗов, а потому, они обязательно будут рассмотрены, и виновники также примут в рассмотрении непосредственное участие.

    Если между участниками образовательных отношений возникли некоторые споры, родители могут составить детям протекцию, обратившись в специализированную комиссию с просьбой разрешить данный вопрос.

    Законные представители наделены возможностью использовать для защиты подопечных иные способы урегулирования проблем, не запрещенные законодательными актами Российской Федерации.

    Родители для защиты детей могут действовать только в рамках закона

    Получать информацию относительно обследований детей

    Родители по закону не просто могут, но и обязаны быть осведомлены о том, какие обследования психологического и педагогического характера планируются к проведению по отношению обучающихся в учреждении студентов. К этому же праву относится такая преференция родителей, как давать согласие или отказываться от данных обследований, и в первом случае получение их результатов.

    Право на управление организаций

    Родители могут принимать частичное участие в процессах управления, имеющих место быть в учреждении, обучающем студентов, в той мере, какую предусматривает устав ВУЗа, колледжа и т.д.

    Присутствовать при экспертном обследовании детей

    Если имеет место быть необходимость осмотра ребенка комиссией экспертов с психологической, медицинской и педагогической точки зрения, то присутствовать на процедуре и впоследствии обсудить с членами комиссии ее результаты, а также получить от них рекомендации, имеет право каждый законный представитель ребенка.

    Опекуны могут участвовать в процедуре обследования детей

    Академические права и свободы педагогических работников и их гарантии подробно изложены в статье 47 закона «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации».

    Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

    Права образовательной организации

    Образовательные организации, как участник отношений интересующего нас характера, имеют не столь солидный перечень прав. Так, им доступно:

    • самостоятельно выбирать содержание дальнейшей программы обучения студентов;
    • выбирать по собственному разумению обеспечение учебно-методического типа;
    • делать выбор в пользу тех или иных реализуемых в рамках процесса передачи знаний образовательных технологий.

    Кроме того, каждый преподаватель имеет право на уважение со стороны учеников, и ведение образовательного процесса в пригодной для этого обстановке.

    Работа учителя связана с постоянными нервными нагрузками. На них возложено большое количество обязанностей, которые уравновешиваются правами, гарантированными им действующим законодательством. В специальной статье подробно рассмотрим права учителя в школе.

    Образовательные отношения подразумевают возникновение у сторон определенного перечня прав

    Заключение

    Образовательные отношения возникают сразу же, как только лицо принимает решение о получении услуг одноименного характера ради последующего применения обретенных знаний на практике.

    Поскольку чаще данными лицами являются дети и молодежь, становятся автоматически участниками обозначенных отношений и их родители.

    В свою очередь, названные лица взаимодействуют с учреждениями, впоследствии предоставляющими знания ученикам, и педагогами, в них работающими.

    — Закон «Об образовании в Российской Федерации»

    Источник: https://yr-expert.com/uchastniki-obrazovatelnyh-otnoshenij-eto/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.