Подача жалобы по административному делу в Верховный Суд РФ

Содержание

Как подать надзорную жалобу в верховный суд по уголовному, гражданскому или административному делу

Подача жалобы по административному делу в Верховный Суд РФ

Жалоба в верховный суд – одна из возможностей защитить нарушенное право. Она подаётся, если одной из сторон,имеющих непосредственный интерес к исходу процесса, сомневается в справедливости вынесенного судебного постановления. Ввиду того что верховный суд занимает особенное положение в судоустройстве, он наделён возможностью аннулировать либо смягчить несправедливое постановление.

Какие дела рассматривает верховный суд?

Верховный суд выполняет роль основного элемента верховной власти в судопроизводстве.

К его юрисдикции относятся юридические конфликты по делам:

  • за которые установлена административная ответственность;
  • возбуждённые при обнаружении признаков преступления;
  • по экономическим спорам,относящиеся к ведению арбитражного суда;
  • возникающим в гражданско-правовых отношениях.

В качестве высшего органа судебной власти, верховный суд осуществляет проверку соответствия принятых судебных решений действующим нормам процессуального законодательства и принципам судопроизводства.

Кроме вышеперечисленного, к его функциям относятся:

  1. Официальное толкование и разъяснение правовых норм, имеющих неоднозначное понимание. Разъяснения формулируются в специальном акте и являются формально обязательными для практического применения при судопроизводстве. Например, постановления Пленума верховного суда разъясняюттакие вопросы, как: определение стоимости морального вреда, практические особенности назначения условного осуждения, порядок возмещения ущерба, причинённого затоплением квартиры и другие.
  2. Отслеживание ошибок, допущенных на разных стадиях судопроизводства. А также изучение причин их возникновения.
  3. Законодательная инициатива.
  4. Решение вопросов, возникающих при исполнении российских международных соглашений.
  5. Аналитическая деятельность.

Помимо этого, он наделён полномочиями осуществлять правосудие в качестве суда первой инстанции. Это происходит если дело получило широкую огласку и активно обсуждается общественностью. А также если процесс отличается повышенной правовой сложностью и трудоёмкостью.

Классификация жалоб в ВС РФ

Подразделения высшего судебного органа Российской Федерации занимаются оценкой соответствия принятых решений нормативно-руководящим принципам.

Можно податься с жалобой на решения в окончательной форме:

  • не успевшие вступить в законную силу (апелляция);
  • вступившие в законную силу (надзор и кассация).

Выводы должны быть сделаны на основедоказательств, исследованных судом при первичном рассмотрении дела.Дополнительные аргументыпримут к рассмотрению, если заинтересованное лицо, докажет, что их невозможно было представить ранее по объективным причинам.

Основания

Для того чтобы аннулировать или изменить результат разрешения юридического спора, нужны веские причины.

Таковыми считаются:

  1. Неверное определение или толкование законодательных норм, подлежащих применению.
  2. Грубые нарушения судопроизводства, делающие решение процессуально недействительным.

Срок подачи жалобы в верховный суд зависит от вида жалобы. При апелляции он составляет — 1 месяц. При надзоре — 3 месяца с даты вступления решения в силу. Для кассации по гражданским делам он длится 6 месяцев, а если кассационная жалоба в верховный суд по уголовному делу, то сроки подачи не ограничены.

Жалобы направляются в Коллегии ВС РФ (Судебную или Апелляционную), а также в Президиум ВС РФ.

Результат

Исход обжалования может быть следующим:

  1. Приговор признают законным и не требующим изменений. Пример из практики: была подана апелляционная жалоба в верховный суд на постановление судьи городского суда Чувашской Республики по делу об административном правонарушении. Рассмотрев заявление, ВСне нашёл причин, требующих отмены предыдущегорешения.
  2. Решение суда признают подлежащимотмене полностью или частично. Например, верховным судом была рассмотрена надзорная жалоба в верховный суд, поданная на отказ признать репрессированными последнего российского императора Николая Романова и членов его семьи. В результате проведённой проверки, постановление, принятое в кассационном порядке аннулировано. Дело отправлено на новое рассмотрениедля проведения повторной оценки.
  3. В рассмотрении заявления будет отказано.
  4. Заявление вернутдля доработки и исправления ошибок.

Обычное время рассмотрения заявления составляет 2 месяца, если дело не было истребовано.

При возникновении необходимости запросить материалы дела из суда, принявшего решение, срок разбирательства увеличивается до 3 месяцев.Данный срок может быть изменён только председателем ВС или его заместителем.

На сегодняшний день место председателя занимает Лебедев Вячеслав Михайлович. Заместители и руководители судебных коллегий — Рудаков Сергей Валентинович, Хомчик Владимир Владимирович, Серков Пётр Павлович, Петрова Татьяна Анатольевна.

Подача жалобы в верховный суд

Решив обратиться в главный суд РФ по делам, касающимся общей юрисдикции, возникает вопрос:«Как подать жалобу в верховный суд?». Ведь от того насколько правильно она составлена, во многом, зависит судьба обращения.

Важно при подаче любой жалобы придерживаться очерёдности обращения в судебные инстанции. Несоблюдение надлежащего порядка влечёт за собой отказ в рассмотрении обращения.Условия подачи жалобы закреплены процессуальными кодексами Российской Федерации. Это УПК (статья 401.3), ГПК (статья 377), АПК (статья 291.1).

Подавать жалобу можно следующими способами:

  • лично через приёмную верховного суда;
  • отправитьзаказным письмом;
  • через представителя. При наличии нотариально заверенной доверенности;
  • в виде электронного обращения. Через портал «госуслуги» либо через сайт «мой арбитр».

Если жалоба направлена лицом, отбывающим наказание, связанное с ограничением свободы, то она должна подаваться только в специальном порядке через администрацию исправительного учреждения. При игнорировании этого условия, жалоба рассматриваться не будет.

Жалоба в верховный суд по гражданскому делу, уголовному или административному подаётся:

  1. Лицами с личной заинтересованностью.
  2. Лицами с общественной или профессиональной заинтересованностью. К ним относятся представители прокуратуры, омбудсмен и иные должностные лица. Если их участие в процессе носит обязательный характер.
  1. Лицами, не принимавшими непосредственного участия в процессе. Если принятое судебное решение касается ихправили законных интересов.
  2. Адвокатом осуждённого.
  3. Законными представителями лиц, имеющими право на подачу кассации.

При обращении в Верховный Суд РФ информация по жалобе и результатах её рассмотрения отображается на сайте гос. структуры.

Образец заявления в Верховный Суд РФ

Существует ряд закреплённых законодательно условий содержания и оформления иска:

  • обращение можно подавать как в рукописном виде, так и напечатанным на компьютере; второй вариант предпочтительнее, так как текст, написанный от руки не всегда можно разобрать;
  • заявленные требования должны быть чёткосформулированы и должны отвечать критерию исполнимости; в бланк жалобы вносится вся значимая информация по делу;
  • заявление пишется в свободной форме, но стиль речи должен быть официально-деловым; не допускается использование ненормативной лексики, жаргонных выражений;
  • писать нужно кратко, без художественных подробностей и отступлений, личных домыслов, и субъективной оценки.

Также перед тем как податься с заявлением, вносится госпошлина за оформление документов и совершение юридически значимых действий.

Образцы заявленийи размер госпошлины можно посмотреть на официальном портале Верховного Суда. В качестве примера заполнения заявления рекомендуется использовать документы, находящиеся в открытом доступена сайтах электронных правовых систем.

Образец кассационной жалобы в верховный суд

Подача жалобы в верховный суд в рамках кассации строго регламентирована законодателем.

Документ должен иметь следующую структуру:

  1. Вводная часть. Содержит установочные данные — этоназвание и адрес суда (индекс, город, название улицы, номер дома, корпус), в который направляется кассация, информация о заявителе и о лицах, участвующих в процессе (паспортные данные, адрес, контактные данные и их процессуальный статус).Если одна из сторон дела юридическое лицо, нужно указать его полные реквизиты.
  2. Описательная часть. Информация о судебном акте, который заявитель хочет оспорить (номер и дата принятия). В хронологическом порядке указываются данные о судах, которые рассматривали дело и сведения обо всех принятых судебных решениях.
  3. Мотивировочная часть. Переченьюридических фактов, на которых заявитель основывает своё требование.С указанием на нарушенные нормы закона и иных нормативных актов.
  4. Просительная часть. Просьба заявителя об отмене либосмягчении вынесенного решения или его части.
  5. Заключительная часть. Содержит список приложений, дату и подпись заявителя. Все оригиналы документов, на которые есть ссылка в тексте жалобы должны быть включены в этот список и переданы вместе с заявлением.

Для составления рекомендуется использовать образец жалобы в верховный суд, размещённый на официальном сайте.

Прежде чем жаловаться в высший орган судебной власти, рекомендуется изучить надлежащий порядок подачи обращений и правила их оформления.

Провести поиск прецедентов и проанализировать данные статистики. Если у вас нет достаточных знаний и практики в данном вопросе, рекомендуется обратиться в юридическую фирму.

Источник: https://provolochek.ru/zhaloby/v-verhovnyj-sud.html

Вс разъяснил новый порядок обжалования процессуальных решений по гражданским и административным делам

Подача жалобы по административному делу в Верховный Суд РФ

9 июля Верховный Суд РФ принял Постановление «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции».

Обжалование по новым правилам

В документе (п. 1) отмечается, что со дня начала функционирования указанных судов процессуальные решения по гражданским и административным делам подлежат обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и КАС РФ, действующими в редакции Закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ.

Вступившие в силу постановления по делам об административных правонарушениях, а также решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб, протестов, и определения, препятствующие дальнейшему движению таких дел, обжалуются согласно нормам КоАП РФ, действующим в редакции Закона от 12 ноября 2018 г. № 417-ФЗ.

Президент подписал закон о создании кассационных и апелляционных судов общей юрисдикцииЗаконом, в частности, вводится ограничение срока пребывания в должности председателя СОЮ

При этом согласно ч. 7 и 8 ст. 7 Закона от 29 июля 2018 г.

№ 1-ФКЗ о создании апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции процессуальные полномочия действующих судов апелляционных и кассационных инстанций по рассмотрению жалоб, поданных до дня начала деятельности вновь созданных судов, сохраняются. Такие жалобы и представления подлежат рассмотрению по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов (п. 2 постановления).

Там же указано, что, если до рассмотрения указанных жалоб после начала деятельности вновь созданных судов другим лицом, участвующим в деле, была подана апелляционная, частная либо кассационная жалоба на тот же судебный акт, она рассматривается судом, в производстве которого находится ранее поданная жалоба, по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов.

Апелляционные и частные жалобы, представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции мировыми судьями, районными судами и гарнизонными военными судами, которые были поданы до дня начала деятельности апелляционных судов, с началом их работы подлежат рассмотрению вышестоящими судами в качестве апелляционной инстанции в соответствии с нормами процессуального закона, действующими во время их рассмотрения.

Как отмечается в п. 3 постановления, кассационные жалобы на судебные акты, вступившие в силу до начала работы кассационных судов, со дня начала их работы должны подаваться в шестимесячный срок.

В п.

4 разъясняется, что заявление о восстановлении пропущенного срока обжалования, поданное до дня начала деятельности кассационных судов в суд первой инстанции и не рассмотренное до этого дня, со дня начала деятельности вновь созданных судов подлежит рассмотрению судом первой инстанции по правилам ст. 112 ГПК. Данный срок восстанавливается в случае признания причин пропуска уважительными. Со дня начала деятельности кассационных судов заявление о восстановлении срока обжалования решений, вступивших в силу до этого дня, подается во вновь созданный суд.

Лица, участвующие в деле, а также другие лица, чьи права и законные интересы были нарушены вступившим в силу судебным актом и обжаловавшие его в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, а также окружного (флотского) военного суда, со дня начала деятельности вновь созданных кассационных судов подают жалобу в судебную коллегию ВС РФ в шестимесячный срок.

При этом отмечается, что продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования решений по административным делам с началом деятельности кассационных судов не изменяются (п. 5 постановления).

Поправки в ГПК, АПК и КАС от Верховного СудаО законопроекте Верховного Суда, который предполагает целый комплекс поправок в ГПК, АПК и КАС

Как указано в п.

6, при кассационном обжаловании определения суда, которым не оканчивается производство по гражданскому делу, в суд кассационной инстанции вместе с описью всех имеющихся в деле документов направляется сформированный по жалобе материал (оригинал жалобы и обжалуемого определения суда, а также копии необходимых для их рассмотрения документов, заверенные судом). При необходимости суд вправе истребовать как дополнительные материалы, так и дело полностью.

В п.

7 документа ВС отметил, что жалобы (протесты) на вступившие в силу постановления по делу об административном правонарушении и (или) решения, вынесенные по результатам рассмотрения таких жалоб (протестов), поданные со дня начала деятельности вновь созданных судов, подлежат рассмотрению кассационными судами и ВС РФ. При этом полномочия председателей судов кассационных инстанций и их заместителей по рассмотрению указанных жалоб, поданных в суды до начала деятельности вновь созданных судов, сохраняются.

В заключительном пункте разъяснено, что определение, вынесенное при разрешении вопроса о принятии к рассмотрению жалобы на не вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении и препятствующее дальнейшему движению данного дела (например, определение об отклонении ходатайства о восстановлении пропущенного срока), вступает в силу в порядке, аналогичном вступлению в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы.

Так, определение судьи районного суда, вынесенное при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившее в силу постановление мирового судьи, и определение судьи областного суда (окружного (флотского) военного суда), вынесенное при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившее в силу постановление судьи районного суда (гарнизонного военного суда), вступают в силу в день их вынесения и с началом деятельности вновь созданных судов подлежат обжалованию в установленном КоАП порядке.

Определение, вынесенное судьей районного суда (гарнизонного военного суда) при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившие в силу постановление должностного лица и (или) решение вышестоящего органа, должностного лица, постановление коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта РФ, подлежит обжалованию (опротестованию) в вышестоящий суд в предусмотренном КоАП порядке (как не вступившее в силу). При этом решение судьи вышестоящего суда, вынесенное по результатам обжалования, вступает в силу немедленно.

Эксперты указали, какие вопросы остались неразъясненными

Комментируя «АГ» постановление, адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что Пленум ВС вполне логично указал на сохранение процессуальных полномочий президиумов судов и судебных коллегий по рассмотрению жалоб и представлений, поданных до дня начала деятельности апелляционных и кассационных судов. «Следует отметить, что в постановлении отражены организационные вопросы правил рассмотрения поданных жалоб (представлений). Думаю, что с момента деятельности кассационных и апелляционных судов могут возникнуть вопросы, которые предстоит разрешить», – добавила она.

Старший партнер, руководитель группы практик юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин отметил безусловную необходимость разъяснений ВС, поскольку Закон № 451-ФЗ содержит лаконичные, по мнению эксперта, переходные положения, недостаточные для разрешения всех вопросов, которые будут возникать в связи с созданием и началом функционирования четырнадцати новых судов.

«Например, разумным и значимым является разъяснение ситуации, когда жалоба подается после даты создания апелляционного (кассационного) суда лицом, участвующим в деле, при наличии ранее поданной другим лицом жалобы, принятой к производству “старым” судом.

Такая жалоба подлежит рассмотрению судом, в производстве которого находится ранее поданная жалоба, по правилам, действующим до дня начала деятельности вновь созданных судов», – пояснил он.

Данное правило, добавил эксперт, неочевидно, и из Закона № 451-ФЗ прямо не следует.

«К сожалению, постановление не является исчерпывающим, поскольку носит общий характер, без учета процедуры создания и начала деятельности конкретных судов, – добавил Роман Речкин.

– Необходимо учитывать, что кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности этих судов принимает Пленум ВС, официально извещая об этом не позднее 1 октября 2019 г.

То есть, исходя из этих правил, момент начала деятельности 14 судов не будет совпадать: видимо, они будут начинать функционировать группами, в разное время, до 1 октября».

Из-за того что вновь созданные суды будут формироваться неравномерно, возможна ситуация, полагает эксперт, когда на определенной территории апелляционный суд сформирован, а кассационный – еще нет.

«Получается, что кассационная жалоба на судебный акт апелляционного суда должна рассматриваться в кассационном порядке президиумом суда субъекта РФ (то есть “старой” кассацией) – формально нижестоящим судом.

Так это или нет, в постановлении не разъяснено», – резюмировал он.

По мнению управляющего партнера АБ «Бартолиус» Юлия Тая, принятие постановления следует приветствовать, «поскольку любое единообразие в практике всегда полезно и отвечает принципу равенства перед законом и нормативной определенности».

Данные разъяснения, добавил адвокат, имеют большую практическую значимость: «Действие процессуальных норм при любом переходном периоде – тем более, при такой глобальной судебной реформе, – имеет важное значение, – пояснил он.

– КС неоднократно требовал от законодателя и ВС соблюдения принципа поддержания доверия граждан к поведению государства – то есть невозможности изменения правил игры.

Другое дело, что ВС должен заботиться не только о функциональном удобстве судей и участников процесса, но и о некоем доктринальном единстве в применении норм о действии закона во времени».

Верховный Суд разъяснил применение норм ГПК, АПК, КАС в связи с процессуальной реформойПленум ВС РФ принял постановление о некоторых вопросах применения обновленных процессуальных норм во избежание судебных ошибок

По общему правилу, добавил Юлий Тай, процессуальные нормы действуют в той редакции, когда они применяются. «Так, в п.

2 постановления постулируется весьма спорное и, более того, противоречивое правило: после начала деятельности новых кассационных судов “старые” суды продолжают процедуру рассмотрения, причем в соответствии со “старым” процессуальным порядком, что нарушает вышеназванное правило.

Понятно, что Пленум заботится об удобстве и уменьшении технических проволочек (проблем), связанных с передачей дел, определением новых судей и т.д. Но известно, куда ведет дорога, порождаемая благими идеями. По сути, будет некий период функционирования двух параллельных кассационных пересмотров.

Никакого равенства перед законом и судом фактически существовать не будет, что не только неправильно, но и недопустимо», – подчеркнул он, при этом добавив, что в последнем абзаце данного пункта в отношении апелляционных инстанций предусмотрен противоположный механизм действия новых процессуальных норм.

Адвокат обратил внимание, что и в п. 4 постановления дано такое же различное толкование для процедуры восстановления срока. «Я не утверждаю, что эта позиция неправильная, – отметил он, – но, на мой взгляд, она не оптимальна».

Эксперт также обратил внимание на п.

5, в котором указано, что лица, воспользовавшиеся пересмотром в президиумах судов субъектов Федерации, не могут подать жалобы в новые кассационные суды, но могут обратиться в судебную коллегию ВС.

«Это правильно, – считает эксперт. – Однако далее указано, что при этом будет применяться “старое” процессуальное законодательство, что нарушает правила о действии процессуального закона во времени».

Юлий Тай также считает, что разъяснения не являются исчерпывающими. «Как писал классик, “суха теория, мой друг, а древо жизни зеленеет”.

Спрогнозировать все проблемы объективно невозможно, но, полагаю, ВС должен решить вопрос о сроках кассационного обжалования с учетом его изменения для тех дел, где апелляционная жалоба была рассмотрена до появления новых кассационных судов и лица, участвующие в деле, не реализовали право на обжалование по старым правилам, – то есть, допустим, апелляция изготовила определение 1 июля с. г., к 3 октября трехмесячный срок истек, а шестимесячный – нет», – резюмировал он.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/vs-razyasnil-novyy-poryadok-obzhalovaniya-protsessualnykh-resheniy-po-grazhdanskim-i-administrativnym-delam/

Надзорные жалобы по административным делам: образец, срок подачи в Верховный суд

Подача жалобы по административному делу в Верховный Суд РФ

Если гражданина не устраивает решение нижестоящей судебной инстанции, судебный акт могут пересмотреть. С этой целью подается надзорная жалоба.

Основания для подачи надзорной жалобы

Надзорная жалоба по административному делу должна быть обоснованной, иначе ее не будут рассматривать. Основания для ее предъявления следующие:

  • была рассмотрена не вся доказательная база по делу — к примеру, суд отклонил ходатайство об истребовании справок;
  • судья не учел все обстоятельства;
  • в процессе разбирательства и во время принятия заключения были нарушены законодательные нормы;
  • свидетели предоставили ложные показания — этот факт придется доказывать;
  • постановление выносилось, исходя из позиции должностных лиц.

Это основные причины, допускаются и иные ситуации.

Важно! Подать документ имеет право любое лицо, которое принимало участие в заседании суда, и права которого были нарушены.

Куда подавать жалобу (верховный суд, областной и др. — как выбрать, в какой именно)? Изначально подают документ в областной суд. Если после этого не последовало результатов, обращаются в Верховный.

Сроки подачи надзорной жалобы по административному делу

Подавать НЖ необходимо до того, как истечет 3 месяца с момента приобретения заключения законной силы. Этот срок указывается в самом документе.

Кассационная жалоба по административному делу

Пропущенный срок подачи общих административных жалоб может быть восстановлен по заявлению обратившегося. Но в том случае, если обстоятельства пропуска случились в период 1 года с даты вступления обжалуемого постановления в силу. Причина пропуска должна быть уважительной — тяжелое заболевание, продолжительная командировка и прочее.

Обратите внимание! Указанный срок заканчивается в день последнего месяца. Он не считается пропущенным, если заявитель успел подать жалобное письмо до полуночи последних суток.

Как подать жалобу, правила

Прежде чем подавать надзорную жалобу, необходимо пройти процедуру рассмотрения апелляции и кассации. Подготавливая обращение, следует придерживаться таких правил составления:

  • обязательно указывать собственные данные и подпись — отсутствие информации о заявителе или его подписи становятся причиной отказа в принятии документа;
  • основания должны быть четкими — лишние эмоции недопустимы, изложение оснований должно быть последовательны, суть претензии должна быть понятна;
  • требования должны быть конкретными — просительная часть должна указывать на требование «отменить» или «изменить» решение;
  • если есть возможность, сделать ссылку на законодательные акты — это не обязательно, но упростит процесс рассмотрения;
  • обстоятельства необходимо подтверждать документами.

НЖ должны сопровождать справки — копия жалобы и судебного решения (заверенная). Если заявитель действует через представителя, предъявляется доверенность.

Обратите внимание! Надзорная жалоба подается лишь на постановления, которые вступили в силу.

Госпошлина за рассмотрение жалобы в ВС РФ по административным правонарушениям не предусмотрена.

Образец надзорной жалобы по административному делу

Апелляционная жалоба по уголовному делу

Регламентированной формы бланка не разработано. Составляется в свободном виде, но в законодательстве установлено, какая информация должна указываться в жалобе. В соответствии с 308.2 статьей АПК надзорная жалоба должна содержать следующие сведения:

  • полное название суда и личные данные главного судьи;
  • личные и контактные данные обратившегося, а также всех, кто участвует в разбирательстве;
  • название судов, которые рассматривали дело;
  • их решения;
  • предмет спорной ситуации;
  • основания для пересмотра;
  • комментарии заявителя;
  • список прилагаемой документации.

Жалоба в Верховный суд по административному делу, образец которой можно посмотреть по ссылке , подписывается лично заявителем либо его представителем. Во втором случае потребуется доверенность на предоставление интересов.

Трудностей в подготовке АЖ не должно возникнуть — это наиболее простой и менее затратный способ защиты прав и интересов человека. Если же сложности возникают, рекомендуется обратиться к профессиональным юристам, которые правильно определят подведомственность и составят жалобу так, чтобы ее приняли и одобрили.

Что должно содержать в себе ходатайство

Срок рассмотрения надзорной жалобы по административному делу

Период рассмотрения НЖ регламентируется законом. Если материалы по делу не запрашиваются, жалобу должны изучить в продолжение 1 месяца с момента передачи в суд. Если же материалы запрашиваются, срок увеличивается до двух месяцев. Время запрашивания дела и его доставка в суд в учет не берутся. Также срок может быть увеличен, если случай сложный.

Результаты рассмотрения

Порядок анализирования ходатайства предусмотрен Гражданско-процессуальным кодексом России. Представитель закона анализирует заявление и прилагаемую документацию, выносит заключение.

По результатам рассмотрения обращения суд имеет право принять одно из решений:

  • не рассматривать жалобу, оставить судебное постановление в неизменном виде;
  • полностью либо частично отменить решение, снова отправить его на изучение;
  • отменить акт суда и остановить деловое производство;
  • внести изменения в один или несколько актов.

Статья 379 УПК Российской Федерации содержит список причин, по которым решение нижестоящего суда будет отменено:

  • нарушено уголовно-процессуальное законодательство;
  • статья, на которую ссылался представитель закона, истолкована неправильно;
  • вынесенное заключение несправедливо;
  • обстоятельства по факту не совпадают с выводами, изложенными в приговоре.

Служба надзора — завершающая стадия в вопросе оспаривания судебного решения. В дальнейшем его разрешается обжаловать лишь в международной службе или по новым обстоятельствам.

Порядок рассмотрения документа

Таким образом, обращение с жалобой в суд дает возможность отменить постановление и его последствия. Однако, примеры из практики показывают, что орган надзора редко принимает акт об отмене.

Источник: https://shtrafsud.ru/dokumenty/nadzornaa-zaloba-po-administrativnomu-delu.html

Обжалование решений по административным делам: процедура, особенности | Правоведус

Подача жалобы по административному делу в Верховный Суд РФ

Исполнение решения суда начинается с момента вступления его в законную силу, после подачи истцом административного искового заявления.

При этом, поскольку административные дела непосредственно связаны с нарушением прав физических и юридических лиц вследствие осуществления властных полномочий, в большинстве случаев необходимо ходатайствовать об исполнении решения суда немедленно.

Исходя из указанного факта, Кодекс административного судопроизводства РФ предусматривает сокращенные сроки для обжалования по некоторым делам, поэтому за сроками следует следить особенно внимательно. Судебные решения по административным делам обжалуются в три стадии: 

  1. апелляционное обжалование;
  2. кассационное обжалование;
  3. обжалование решения в порядке надзора.

Рассмотрим каждую стадию обжалования наиболее подробно.

Апелляционное обжалование по административным делам

При упрощенном производстве по административным делам решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней, при обычном порядке – спустя один месяц.

Апелляционная жалоба должна быть подана до истечения указанных сроков – 15 дней и 1 месяц соответственно с момента принятия решения суда в окончательной форме, то есть до вступления решения в законную силу.

Исключением являются административные иски об оспаривании правового акта о самороспуске или закона региона о роспуске представительного органа, о помещении иностранца в специальное учреждение или госпитализации в психиатрическую больницу и другое, предусмотренное статьей 298 КАС РФ. 

Важно! В случае, когда срок обжалования истек, апелляционная жалоба по административным делам подается вместе с ходатайством о восстановлении срока (либо в тексте жалобы указывается просьба об этом), в противном случае жалоба будет возвращена заявителю. 

При принятии жалобы судом к производству документ рассматривается по всем правилам судебного разбирательства, в том числе, с извещением лиц, участвующих в деле.

Верховный суд Республики, краевой, областной, суд города федерального значения, окружной военный суд рассматривают апелляционные жалобы в срок не более 2-х месяцев с момента их принятия в суд апелляционной инстанции.

Верховный Суд РФ рассматривает поступившую жалобу в срок не более 3-х месяцев с момента ее поступления. 

Важно! Судебное разбирательство проводится коллегиально и ведется председательствующим судьей. Судом в ходе апелляционного разбирательства могут быть приняты новые доказательства по делу только в том случае, если заявитель сможет подтвердить объективность невозможности их предоставления в суд первой инстанции.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Апелляционная жалоба по административному делу

Данная жалоба может быть подана лицами, которые непосредственно участвовали в деле, а также их представителями. Кроме того, апелляционную жалобу по административным делам вправе подать лица, чьи права были затронуты решением суда, даже если они не являются участниками дела. Апелляционная жалоба по административным делам должна содержать: 

  • наименование судебного органа, куда она адресована;
  • полные данные о заявителе, с указанием ФИО и адреса проживания или местонахождения;
  • полные сведения других лиц, принимающих участие в рассмотрении дела, в том числе ФИО или наименование организации, а также адрес проживания или местонахождения;
  • наименование судебного органа первой инстанции, рассматривающего дела по существу и вынесшего решение;
  • суть принятого судом первой инстанции решения;
  • указать требования – в жалобе должно быть подробно описано, с чем именно не согласен заявитель, приведены соответствующие аргументы и доказательства, подтверждающие правомочность его намерений обжаловать приговор; требования в жалобе должны быть четко сформулированы – отменить решение суда, изменить решение суда полностью или в его части, принять новое решение или направить дело на новое рассмотрение;

Важно! Основания для отмены решения суда установлены статьей 310 КАС РФ, рекомендуем перед составлением жалобы их основательно изучить и выбрать одно соответствующее конкретной ситуации.

  • к жалобе обязательно прикладываются доказательства и ходатайства, а также иные документы и материалы, имеющие отношение к делу;
  • документ подписывается заявителем либо его представителем (в этом случае к жалобе прикладывается нотариальная доверенность на представителя);

Важно! Апелляционная жалоба и все приложенные к ней документы предоставляются вместе с копиями по числу лиц участвующих в деле.

Жалоба предоставляется заявителем в письменной форме в суд, который вынес решение по административному делу в первой инстанции, при этом документ адресуется по подсудности в вышестоящую судебную инстанцию.

То есть, если дело рассматривалось в районном суде, жалобу следует адресовать суду субъекта РФ и т.д.

Подача жалобы несет незначительные судебные расходы для заявителя, для физических лиц госпошлина составляет 150 рублей, для организаций – 3000 рублей.

Кассационное обжалование по административным делам

Обжаловать в кассационном порядке можно уже вступившие в законную силу судебные решения по административным делам, которые прошли стадию апелляционного обжалования. Кассационная жалоба подается в срок до 6-ти месяцев после вступления в законную силу решения суда первой инстанции.

При пропуске срока подачи жалобы вместе с ней заявитель может ходатайствовать о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока. Кассационная жалоба подается одной из сторон по административному делу либо иными лицами, чьи права были затронуты судебным решением либо прокурором, если представитель прокуратуры участвовал в административном деле.

Жалоба подается заявителем или его представителем непосредственно в суд кассационной инстанции, а так как по правилам подсудности большая часть административных дел рассматривается районными судами, кассация, как правило, подается в Президиум суда субъекта РФ.

Исключением являются ситуации, когда в ходе апелляционного обжалования суд оставляет жалобу без удовлетворения, но при этом приводит иные мотивы в обоснование обжалуемого решения, с которыми заявитель не согласен – с кассационной жалобой он обращается в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ.

По своему содержанию кассационная жалоба мало чем отличается от апелляционной, в ней также необходимо указать – наименование судебного органа, свои данные и данные других участников дела и все основные сведения по делу, а также требования и доказательства, на которые, впрочем, следует обратить особое внимание, как на существенное нарушение судами норм процессуального и материального права. К кассационной жалобе помимо доказательных документов обязательно прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу, которые можно получить в канцелярии суда, вынесшего соответствующий акт. При подаче кассационной жалобы оплачивается государственная пошлина в том же размере, что и при подаче апелляции. В соответствии со ст. 322 КАС РФ в суде кассационной инстанции жалобу рассматривают в срок, не превышающий 1 месяц, если административное дело не было истребовано, не более 2-х месяцев при истребовании дела с момента поступления дела в суд кассационной инстанции. В Верховном Суде РФ жалоба рассматривается в срок не более 2-х месяцев без истребования дела и не более 3-х месяцев при истребовании дела. В случае истребования дела и с учетом его сложности Председателем Верховного Суда РФ или его заместителя сроки рассмотрении кассационной жалобы могут быть продлены, но не более чем на два месяца. По итогам рассмотрения жалобы судебным органом сначала принимается решение – передать ли документ на рассмотрение суда или отказать в передаче. В случае принятия положительного решения жалоба рассматривается на судебном заседании коллегиальным составом суда с обязательным извещением всех лиц, участвующих в деле. Решение принимается большинством судей, о результатах сообщается в день заседания. По результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе: 

  • оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а жалобу без удовлетворения;
  • отменить обжалуемый судебный акт полностью либо в его части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе суда;
  • отменить обжалуемый судебный акт полностью или в его части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;
  • оставить в силе только один из принятых по делу судебных актов;
  • отменить или изменить обжалуемый судебный акт и принять новый судебный акт по делу, не передавая дело на новое рассмотрения, если была допущена ошибка в применении или толковании норм материального права;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу при наличии оснований, перечисленных в части 1 статьи 321 КАС РФ.

Обжалование по административным делам в порядке надзора

Производство в суде надзорной инстанции по административным делам предусмотрено статьями главы 36 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Так, при неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования решения суда, заявитель вправе отменить ранее вынесенное решение в порядке надзора. Надзорная жалоба подается в Президиум Верховного Суда РФ лицами, участвующими в деле и теми, чьи права были нарушены оспариваемым судебным актом.

Срок подачи надзорной жалобы – 3 месяца с момента вынесения последнего судебного решения по делу, то есть кассационного определения.

надзорной жалобы также идентично апелляции и кассации, однако, помимо наименования суда, сторон, реквизитов всех имеющихся судебных решений и требований, необходимо указать одно из оснований для отмены этих актов либо все сразу.

К таким основаниям относятся: нарушение прав человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, международными договорами и нормами; нарушение публичных интересов и прав неопределенного круга лиц; нарушение в единообразии применения и толкования правовых норм и другое. При этом в некоторых случаях следует привести примеры конкретных судебных решений и постановлений высших судебных органов. 

Важно! Государственная пошлина при подаче надзорной жалобы по административным делам определяется в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.

Надзорная жалоба в Верховном Суде РФ рассматривается в срок не выше 2-х месяцев без истребования дела и в срок, не превышающий 3-х месяцев, если необходимо истребовать дело с момента, когда дело поступит в ВС РФ.

Сроки рассмотрения жалобы в порядке надзора по административным делам могут быть продлены, но не более чем на 2 месяца, Председателем ВС РФ или его заместителем, в случае истребования дела с учетом его сложности.

По итогам рассмотрения жалобы в порядке надзора, суд вправе принять следующее решение: 

  • оставить жалобу без рассмотрения, а обжалуемое судебное решение без изменения;
  • отменить обжалуемое судебное решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение;
  • отменить обжалуемый судебный акт и прекратить производство по делу;
  • изменить один или несколько судебных актов, принятых по делу;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу.

Надзорная инстанция является фактически завершающей стадией в вопросах обжалования судебных решений по административным делам. В дальнейшем судебный акт можно обжаловать только в международных инстанциях или по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/administrative/obzhalovanie-resheniy-po-administrativnyim-delam/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.