Ограничения, права и обязанности должника на этапе наблюдения на основании статьи 64 127-ФЗ о банкротстве

Закон о банкротстве физических и юридических лиц: что регламентирует

Ограничения, права и обязанности должника на этапе наблюдения на основании статьи 64 127-ФЗ о банкротстве

ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 является одним из основных звеньев во всей системе отечественной экономики. Банкротство (несостоятельность) — законно признанная судом невозможность лица платить по долгам за кредиты или выполнять обязательные государственные платежи. В текущем материале рассмотрим подробно, что регламентирует закон о банкротстве.

Понятие банкротства — сущность и значение

Ни одно предприятие не застраховано от прохождения процедуры банкротства. Столкнуться с данной проблемой может любое предприятие, которое не может ответить по своим обязательствам перед кредиторами.

Помимо компаний (предприятий) банкротом может быть признано и физическое лицо.

Банкротство (несостоятельность) представляет собой неспособность должника ответить по своим долгам и полностью удовлетворить финансовые требования, предъявляемые кредиторами, а также выплатить все обязательные платежи.

Иными словами, несостоятельность– это состояние, когда предприятие не может заплатить по предъявленным ему счетам.

Согласно законодательству гражданин (предприятие) может быть признаны несостоятельными, если соответствующие обязательства не были уплачены должником в течение 3 (трех) месяцев.

Происхождение термина

Понятие «банкротство» образовано от итальянского словосочетания «banca rotta», что в переводе означает «сломанная скамья». В то время банком называли скамьи, на которых ростовщики осуществляли свои сделки. В случае разорения ростовщика он ломал скамью, тем самым объявляя себя банкротом.

История утверждения ФЗ о банкротстве

Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» стал третьим единым российским законодательным актом, который регламентирует признание юридического лица банкротом, порядок действий и взаимоотношения сторон.

Первым актом о банкротстве был Закон РФ от 19 ноября 1992 года № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который установил условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, очередность удовлетворения требований кредиторов.

Закон 1992 года стал одним из первых актов регламентирующих рыночные отношения, он был принят в тот период, когда ряда других основополагающих актов по экономическим и правовым отношениям ещё не было. К тому же практики применения такого законодательства в Советском Союзе также не существовало.

Через шесть лет был принят Федеральный закон от 8 января 1998 года № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон 1998 г. о банкротстве).

Для реализации указанного Закона в частных случаях были приняты Федеральные законы от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и от 24 июня 1999 года N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» . Эти законы действовали, их выполнение в основном затрагивало службу ФСФО, которая осуществляла процедуру банкротства в Российской Федерации.

Эти законы в своё время выполняли свои функции, но к 2002 году появилась необходимость их изменения, на что указал президент страны В. В.

Путин:

Что касается банкротства, то в этой сфере необходимо срочно навести порядок — и, прежде всего, обращаюсь опять к вам, в законодательстве. «Поточное» банкротство предприятий уже успело стать доходным бизнесом.

Мы обязаны сделать механизм проведения процедуры банкротства и оздоровления предприятий прозрачным, рыночным, а значит — невосприимчивым к коррупции.

Работа по правоприменению и разъяснению новых положений закона была возложена на руководителя ФСФО Т. И. Трефилову, которая вела разъяснительную работу — участвовала в пресс-конференциях и давала интервью в связи с новым законом .

По итогам 2003 года ФСФО было расформировано и вопросами банкротства стала заниматься Федеральная налоговая служба.

Описание ФЗ-127 о банкротстве

В содержании своих статей ФЗ о несостоятельности, банкротстве раскрывает:

  • общие положения процедуры признания лица банкротом,
  • меры по предупреждению банкротства,
  • порядок разбирательства дел в арбитражном суде,
  • процесс оспаривания сделок должника,
  • ответственность должностных и иных лиц в делах о банкротстве,
  • процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства и т.д.,
  • порядок заключения мирового соглашения.

Помимо этого ФЗ-127 разграничивает несостоятельность (банкротство) отдельных российских граждан и юридических лиц, при этом разделяя их на различные категории должников. Так же необходимо отметить, что закон о несостоятельности (банкротстве) подвергается регулярным изменениям, однако суть свою он не меняет. Так последние изменения были внесены в конце июля 2017 года.

Структура закона

Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей:

Первая глава, которая очерчивает общие положения закона, даёт определения прав должников и кредиторов в границах процесса признания банкротства/взыскания долгов.

Глава вторая описывает меры предупреждения несостоятельности должника, а третья – регулирует особенности разбирательства дела о банкротстве в арбитражном суде.

Последующие главы определяют особенности процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Отдельная глава касается мирового соглашения и особенностей банкротства отдельных категорий должников. Присутствуют также переходные и заключительные положения.

Скачать закон о банкротстве физических лиц (от 29.06.2015)

Источник: https://russianpeople.ru/zakon-o-bankrotstve/

Статья 64 Федерального закона №127-ФЗ

Ограничения, права и обязанности должника на этапе наблюдения на основании статьи 64 127-ФЗ о банкротстве

Наблюдение является первой процедурой в деле о банкротстве. При введении данного этапа на должника накладывается ряд обязанностей и ограничений. Они прописаны в ст. 64 127-ФЗ.

Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Структура и содержание ст. 64 127-ФЗ

Введение наблюдения не означает отстранения руководства юридического лица от исполнения своих обязанностей. Оно продолжает работать, но с учетом действующих ограничений и обязанностей по ст. 64 127-ФЗ. На это прямо указано в пункте 1 указанной статьи.

Сохранение за руководством должника функционала вполне логично, так как наблюдение является подготовительной процедурой в деле о признании должника финансово несостоятельным. Но руководство компании может быть отстранено внешним управляющим по ходатайству перед судом, если оно будет всячески препятствовать делу о банкротстве.

Руководящие функции судом возлагаются на лицо, которое было представлено уполномоченным органом должника. При непредставлении данной кандидатуры суд может назначить руководителем бывшего заместителя и при отсутствии такового – одного из работников.

Статья регулирует следующие аспекты прав и обязанностей должника на этапе наблюдения:

  1. Особенности заключения сделок на этапе наблюдения.
  2. Перечень сделок, которые недопустимо заключать на данном этапе.
  3. Список решений, которые не могут приниматься должником в ходе наблюдения.
  4. Перечень решений, которые не вправе принимать собственник унитарного предприятия.
  5. Список сведений и документов, которые обязан предоставить должник временному управляющему и арбитражному суду.
  6. Дополнительные права и обязанности юрлица.

Сделки, которые могут совершать органы управления должника

С учетом пункта 1 должник вправе заключать сделки. Но предварительно ему нужно заручиться поддержкой управляющего. Согласие временного управляющего на заключение сделок должно иметь письменный формат.

Положениями данной статьи предусмотрен перечень недопустимых сделок на рассматриваемом этапе признания юридического лица финансово несостоятельным:

  1. Сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества, балансовая стоимость которого составляет не менее 5% от совокупной стоимости активов юрлица на дату введения наблюдения.
  2. Сделки по получению займов и кредитов.
  3. Операции, связанные с выдачей поручительств и гарантий.
  4. Операции в части уступки права требования, перевода долга.
  5. Сделки, связанные с доверительным управлением имуществом должника.

В установленных законодательством случаях сделки нужно согласовывать не только с управляющим, но и с органами управления должника. Например, в акционерных обществах – с собранием акционеров, в ООО – с собранием участников. Такой порядок направлен на защиту интересов должника и его кредиторов.

Отсутствие письменного согласия управляющего в тех случаях, когда оно было обязательным, может повлечь за собой признание совершенных сделок недействительными.

Решения, которые не вправе принимать органы управления должника

В перечень решений, которые не может принимать должник на этапе наблюдения, входят следующие (на основании п. 3 ст. 64 127-ФЗ):

  1. Реорганизация должника в любой форме: слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование.
  2. Ликвидация юрлица.
  3. Создание новых юрлиц и участие должника в них.
  4. Создание филиалов и представительств.
  5. Размещение эмиссионных ценных бумаг, облигаций (за исключением акций).
  6. Выплата дивидендов.
  7. Выход из состава учредителей должника.
  8. Участие в ассоциациях, союзах и ФПГ.
  9. Заключение договора простого товарищества.

Указанный здесь перечень решений, не подлежащих принятию должником, является исчерпывающим.

С учетом положений п. 1 ст. 66 127-ФЗ управляющий может ходатайствовать перед судом о вынесении запрета на другие сделки должника в целях обеспечения сохранности его имущества. Введение таких запретов, по сути, является обеспечительной мерой.

Она призвана защитить интересы кредиторов и не допустить вывода имущества и активов. Данные меры вводятся судом автоматически независимо от того, было ли на это прямое указание суда при установлении наблюдательной процедуры.

Кроме мер, перечисленных в п. 2 ст.

64 127-ФЗ, суд вправе установить запрет на совершение иных сделок по нормам АПК и ввести дополнительные обеспечительные меры.

В ст. 91 АПК к подобным обеспечительным мерам относят:

  1. Наложение ареста на имущества должника.
  2. Запрет на определенные действия или принуждение к их совершению для недопущения порчи или ухудшения состояния имущества.
  3. Передача спорного имущества на хранение третьим лицам.
  4. Приостановка действий по взысканию или реализации оспариваемого имущества и пр.

Дополнительные обеспечительные меры могут быть введены лишь на основании определения арбитражного суда. Оно подлежит немедленному исполнению, но должник вправе его обжаловать.

Что не вправе делать собственник имущества должника — унитарного предприятия

В отношении собственника имущества должника — унитарного предприятия предусмотрены такие ограничения по п. 3.1 ст. 64 127-ФЗ:

  1. Он не имеет права заниматься реорганизацией и ликвидацией должника.
  2. Он не должен давать согласия на создание юрлиц и участвовать в иных юрлицах.
  3. Он не может давать согласие на организацию филиалов и представительств.
  4. Он ограничен в правах в части размещения облигаций и иных ценных бумаг.

Предоставление временному управляющему перечня имущества

На этапе наблюдения в судебном порядке утверждается временный управляющий. Должник обязан предоставить ему обязательные сведения в течение 15 дней после назначения по п. 3.2 ст. 64 127-ФЗ:

  1. Перечень имущества должника и имущественных прав.
  2. Список бухгалтерских документов, которые отражают экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения.
  3. Иные документы по финансовому состоянию должника.

Указанные документы также передаются в арбитражный суд. Если в составе имущества должника происходят изменения, то об этом факте юрлицо обязано ежемесячно уведомлять управляющего.

Иное

Согласно п. 4 ст. 64 127-ФЗ, руководитель юрлица в течение 10 дней после вынесения определения о введении наблюдения должен обратиться к учредителям с предложением о проведении собрания.

Целью такого собрания может стать определение повестки обращения к первому собранию кредиторов.

Например, введение в отношении должника процедуры финансового оздоровления, проведение эмиссии, поиск ресурсов для погашения обязательств перед кредиторами, поручителей и пр.

На таком собрании учредителям должника стоит позаботиться о разработке компромиссных вариантов для удовлетворения требований кредиторов. Это важно для обеспечения сохранности контроля над должником. Непринятие таких мер может привести к тому, что в отношении юрлица введут процедуру внешнего управления или конкурсного производства.

Это как минимум приведет к отстранению руководства от управления, распродаже имущества при внешнем управлении, а в ходе конкурсного производства дело может завершиться полной ликвидацией юрлица.

Не следует забывать, что введение любой новой процедуры в отношении должника неизбежно приводит к росту расходов на процедуру: в частности, на оплату труда управляющего, проведение инвентаризации, публикацию информационных сообщений и пр.

Кроме того, учредителей могут привлечь к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве.

Принятие превентивных мер руководством юрлица поможет ему скорректировать процесс банкротства в нужном направлении.

По п. 5 должник может осуществить увеличение своего уставного капитала через размещение дополнительных акций. Эмиссию ценных бумаг в этом случае нужно провести до даты судебного заседания о банкротстве.

Сама государственная регистрация эмиссии ценных бумаг происходит, согласно положениям ст. 20 ФЗ «О рынке ценных бумаг». По п. 3 ст.

39 ФЗ «Об акционерных обществах» размещение акций происходит только по решению общего собрания акционеров, если это решение поддержали более ¾ участников.

Таким образом, статья 64 устанавливает ограничения в деле о банкротстве, действующие в ходе наблюдения. Она также закрепляет обязанности, возлагаемые на юрлицо-должника на период наблюдательной процедуры.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

Источник: https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/stata-64.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.